Говорят, хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Я никогда не мечтала о педагогической карьере, и тем более быть учителем. Поступая в Университет, я думала, что у меня будет научная карьера, экспедиции по изучению новых видов животных, что я стану великим зоозащитником, и сокрушу всех врагов диких животных. Но жизнь распорядилась иначе. Во время учебы я выбрала кафедру физиологии растений, отделение микологии для специализации. С дикими животными было покончено, открывались горизонты выведения новых штаммов вешенки и шампиньонов, поиска новых питательных сред для выращивания этих грибов. Учиться было весело, и я сама не заметила, как подошел срок дипломирования. Оказалось, нужно пройти педагогическую практику в школе, и я отправилась в родную школу №126 к моей же учительнице по биологии Журавель Татьяне Владимировне. Честно говоря, я рассчитывала просто подписать документы о практике и отдохнуть дома этот месяц. Но не тут-то было. Татьяна Владимировна не только заставила меня писать настоящие планы уроков, но и даже выпустила меня в свободное плавание, отдав мне все уроки ботаники в 6-х классах. Она не вмешивалась в ход урока, но после устраивала грандиозный разбор полетов. Практика закончилась быстро и никакой тяги к педагогике во мне не разбудила)))
После защиты диплома, поискав и не найдя себе никакого места работы, ничего лучшего я не придумала, как поступить в аспирантуру в Донецкий Ботанический Сад Национальной Академии Наук Украины. При этом я плохо себе представляла, что такое научная деятельность. Для поступления нужно было написать реферат и сдать три экзамена: ботанику, философию и английский язык. Ботанику я учила целый месяц, буквально прописавшись в библиотеке Ботанического Сада. Я сдала ее на пять, хотя конкурс в этот год был семь человек на два места. После этого пришлось за неделю «выучить философию и английский язык». Как говорится, студент-заочник перед сдачей экзамена по китайскому языку, не спрашивает: «А почему китайский?», он спрашивает: «В какой аудитории сдавать?» Я сдала на четверки. И через неделю томительного ожидания мне позвонили и сообщили, что я зачислена в аспирантуру на дневное отделение. Радости моей не было предела. Я выполняла всю работу инженера Фондовых оранжерей, изучала литературу, ездила по конференциям молодых ученых со всей силой свойственного мне энтузиазма. У меня были самые красивые отчеты среди всех аспирантов и самое большое количество статей. Но небольшой двухлетний перерыв, связанный с рождением второго ребенка, немного изменил мое рвение к научной деятельности в пользу «домостроительного института». После окончания аспирантуры я почти год была обычной домохозяйкой. И вот в 2005 году я встретила старую знакомую, которая сообщила мне, что Донецком профессиональном лицее №115 открывается новая профессия «Цветовод-флорист», и требуется мастер и преподаватель. В училище я проработала 9 лет, и приобрела бесценный опыт, аттестовалась на высшую категорию.
Без лишней скромности могу утверждать, что за эти 9 лет я создала полный учебно-методический комплекс профессии «Цветовод» по трем теоретическим предметам: цветоводство – 190 часов, защита растений – 80 часов и основы земледелия – 80 часов. Я создала электронную библиотеку учебников и написала собственные учебники по этим курсам. Я написала учебные программы и разработала лабораторные работы, вместе с учащимися мы сделали своими руками больше сотни плоскостных учебных пособий и объемных моделей. Я создала готовые раздаточные карточки на все уроки для учащихся с нарушениями слуха. В 2007 году в лицее появился компьютерный класс. Я стала заведующим этим кабинетом. Совместными усилиями мы отлаживали работу локальной сети, обеспечивали контроль за рабочими местами. Я создала базу тестов для всех профессий, они использовались для переводных и государственных экзаменов, для текущего контроля. Я разрабатывала и проводила международные скайп-конференции и скайп-соревнования, о чем позже писала статьи в журнал «Профтехобразование». Когда я на курсах узнала о проектных педагогических технологиях, мне очень понравились эти методы работы, я разработала и реализовала в нашем учебном центре более 20 долговременных межпредметных проектов и провела областной мастер-класс по внедрению проектных педтехнологий в учебный процесс.
9 лет работы в профессионально-техническом училище научили меня работать в любых условиях: нет программы, нет учебников – я пишу свои, нет раздаточных материалов – мой принтер не выдерживает нагрузки и горит, нет плоскостных пособий – рисуем, клеим, печатаем сами. В 2009 году я получила гриф Института инновационных технологий и содержания образования «Рекомендовано для профессионально-технических учебных заведений» на мой учебник «Материаловедение для парикмахерского и маникюрного дела». Правда, для его публикации так и не нашлось спонсоров.
У нас был специфический контингент: как правило, дети из неблагополучных, асоциальных семей, абсолютно неграмотные, часто дети больные, инвалиды, затравленные и забитые в интернатах, привыкшие молча сидеть в сторонке. Я вовлекла всех в проектную деятельность. Возможно, некоторые из них выступали на сцене, творили своими руками, научились рассказывать о себе впервые в жизни. Думаю, что они поверили в себя и научились профессиональному мастерству именно со мной.
Поэтому, полученную досрочно высшую категорию я считаю вполне заработанной и заслуженной. Я ничуть не жалею о своем периоде работы в профтехобразовании, но однажды мне захотелось школу. Даже не знаю почему, возможно потому, что она ближе к дому.
Так или иначе, но я пришла в среднюю в школу в 2014 году. Мы пережили Русскую весну, обстрелы и научились организовывать дистанционное обучение. Теперь моя рабочая страница в контакте – это живой справочник по биологии и нашей школьной жизни. В школе все не так. Дети младше – их внимание лекцией уже не удержишь. Классическую биологию пришлось вспоминать после перерыва в пятнадцать лет. Также пришлось разрабатывать свои учебно-методические комплекты к каждому уроку, создавать банк учебных презентаций, кроссвордов, ребусов и самых разнообразных заданий. Но зато школа – это мир, в котором не стареют и в котором никогда не бывает скучно.
В прошлом году ко мне пришла беда – практически весь учебный год пришлось провести на больничном. Но весь коллектив искренне за меня переживал, помогал. Такого теплого и действительно дружеского сочувствия я не ощущала никогда в своей жизни. Ведь это не грипп – это целый год лечения. Но мне помогали все и морально и материально. Дети сами сделали трогательные видеоролики и прислали мне в контакте. Они ждали моего возвращения, и я вернулась. Надеюсь, что здоровье больше не подведет меня.
Теперь наши отношения со школой, проверенные на прочность испытаниями войны и болезни, стали стабильными и крепкими. Только пройдя такой длинный путь в школу, судьба подарила мне редкое счастье – любимую работу.
МОЙ ПУТЬ В ШКОЛУ
2007-2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий: